ГУО «Средняя школа №38 г. Могилева» 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ Н. В. ПЕТКЕВИЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 И 2 КЛАССАХ»

 

 

 

 

 

Довидович Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов


 

 

I.                  Информационный блок.

Тема опыта: Комплексное использование наглядных пособий Н. В. Петкевич на уроках математики в 1 и 2 классах.

Актуальность опыта.

Всем хорошо известно о том, что учебно-воспитательный процесс в школах не остается раз и навсегда данным. Напротив, он на определенном этапе развития общества изменяется по своему содержанию и форме. Современные программы обучения подтверждают это. Время требует от учителей нового подхода к обучению.

В нашу эпоху – эпоху компьютерных технологий – у детей совершенно нет желания читать книги, зубрить правила и учить таблицу умножения.

Более того, в последнее время обоснованную тревогу медиков вызывает состояние здоровья школьников. В Республике Беларусь по многочисленным исследованиям стало известно, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Одним из основных направлений сбережения здоровья у школьников является работа по профилактике утомления, которая заключается в коррекции организации и интенсивности учебного процесса.

Ответ на вопрос: «Как обеспечить качественное обучение на уроках и при этом максимально сохранить здоровье младших школьников?», я нашла в педагогической технологии комплексного использования наглядности кандидата педагогических наук Н. В. Петкевич. Тем более что Нина Владимировна – белорусский автор.

Данная технология построена с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников, соответствует всем требованиям программы обучения, отвечает запросам современного общества.

Принимая во внимание вышеперечисленные проблемы и приведенные доводы, можно утверждать, что данная тема является актуальной.

Цель опыта: применение технологии комплексного использования наглядности Н. В. Петкевич на уроках.

Задачи опыта:

1)    Овладеть данной технологией

2)    Повысить мотивацию к учебе у младших школьников через использование наглядности Н. В. Петкевич.

3)    Обеспечить достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил как учителя, так и учеников.

Длительность работы над опытом.

Работаю по данному направлению два года.

Работа проходила в три этапа:

I этап – ознакомительный:

1) Изучение теоретической основы технологии наглядного способа обучения;

2) Определение путем наблюдений, опросов, консультирований, готовности детей пользоваться «Суперпапками»;

3) Приобретение наглядности;

4) Составление плана работы для достижения поставленной цели.

II этап – апробации:

1)    Реализация плана с соответствующей корректировкой по ходу применения данной технологии;

2)    Адаптирование наглядности Н. В. Петкевич к учебникам и факультативным занятиям по математике;

3)    Сотрудничество с психологом школы, наблюдение за реакцией детей;

4)    Взаимодействие с методическими руководителями и участниками творческой группы.

III этап – итоговый:

1)    Осуществление контрольно-коррекционной деятельности;

2)    Выявление соответствия результатов поставленной цели к задачам;

3)    Анализ эффективности применения технологии использования наглядности Н. В. Петкевич;

4)    Оформление результатов опыта.

II. Описание технологии опыта.

Ведущая идея опыта.

Впервые я увидела наглядность Нины Владимировны в 2009 году и сразу приобрела набор по русскому языку (тогда у меня был 4 класс). А в 2010 году в соответствии с письмом УО «Могилевский государственный институт развития образования», приказом отдела образования по формированию, изучению и обобщению передового педагогического опыта в 2011-2013 гг. в нашей школе была создана творческая группа учителей начальных классов по внедрению данной технологии.

Когда завуч предложила мне войти в эту группу, я с удовольствием согласилась. Меня всегда волновали вопросы: «Почему дети не всегда хотят идти в школу? Как сохранить здоровье детей за время обучения в школе? Как повысить мотивацию учеников к обучению?» В своей педагогической практике я использовала опыт Лысенковой, Шаталова, Амонашвили, КСО, здоровьесберегающие технологии и др.

И вот наступило время, когда появилась яркая, красочная наглядность с подробным объяснением ее использования. Кроме того, нам была предоставлена уникальная возможность общения с самим автором.

Принцип наглядности в обучении Я. Н. Коменский называет «золотым правилом дидактики». И. Г. Песталоцци считал, что наглядность является важнейшей основой воспитания и обучения. М. Е. Головин рассматривал наглядность как важное средство, способствующее облегчению усвоения математического материала. Выдающийся психолог Л. С. Выготский назвал наглядные пособия «психологическим орудием учителя». [4, стр. 8]

При обучении детей 6-10 лет следует учитывать их возрастные особенности (преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление) и индивидуальные особенности.

Таким образом, я пришла к выводу, что учитель начальных классов должен располагать богатым арсеналом наглядных средств обучения.

Наглядное обучение по технологии Н. В. Петкевич строится согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже: любая информация воспринимается человеком проходя четыре естественных этапа:

1.           Сенсорно – моторный (чувственное восприятие);

2.           Символьный (образное «свертывание» чувственно-логической информации);

3.           Логический (дискурсивно-логическое ее осмысление);

4.           Лингвистический (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1-3 этапах).

Тем более данная технология обучения позволяет совмещать технологию КСО, которую я активно использую в своей работе (игра «Учитель-ученик», групповая работа). А, работая с индивидуальными «Суперпапками» и демонстрационной наглядностью, школьники 6-8 лет (1, 2 классы) воспринимают обучение, как игру. Следовательно, дети хотят идти в школу – повышается мотивация к обучению.

Описание сути опыта.

Использовать наглядные пособия Н. В, Петкевич я начала в 2009 году, когда купила набор по русскому языку. Все показатели по выполнению грамматических разборов: состав слова, звукобуквенный анализ слов, по частям речи, значительно повысились. Кроме того, я заметила, что за счет организации работы с индивидуальными карточками и демонстрационными таблицами обучающиеся стали работать активнее, стали выполнять больший объем заданий при наименьшей затрате сил и времени, а интерес к русскому языку у них возрос.

Грамматический разбор проводится почти на каждом уроке и поэтому таблицы, представляющие «опорные схемы», являются «дежурным пособием».

С момента создания творческой группы по использованию наглядных пособий Н. В. Петкевич мой класс полностью был обеспечен наглядно-демонстрационным материалом и индивидуальными «Суперпапками».

Следует сказать, что, организуя работу на уроках математики по изучению чисел I и II десятка с использованием наглядности Н. В. Петкевич, мне было самой интересно, а у детей часто вызывало восторг.

«Врожденная моторно-двигательная экспрессия (неусидчивость) на самом деле есть процесс постоянной моторной обработки чувственных образов мира, процесс духовно-психического строительства ребенка», делает вывод В. Ф. Базарный. [5, с. 4]

Нужно отметить, что многие пособия, входящие в данный комплект, имеют подвижные детали («Абак», «Компьютер», «Линейка «Счет от 1 до 10»», «Линейка «Счет от 1 до 20»», «Круги по составу чисел» и др.), являются дидактическими играми. [Приложение 1] Например, игра «Домино» вызывала большую активность всех учеников класса, что позволяло направлять моторно-двигательную экспрессию в русло учебной деятельности.

Ценность наглядных пособий Н. В. Петкевич в том, что можно разнообразно представить одну и ту же  информацию и создать психологические условия для ее усвоения:

1)          Яркое и четкое предъявление информации.

2)          Многократное ее повторение.

3)          Ассоциативные связи.

Особенностью данных наглядных средств обучения является пространственно-цветовое предъявление информации в форме, удобной для работы руками. Учащиеся имеют возможность видеть изображение предметов, геометрических фигур и цифр с разных точек отсчета, так как они расположены:

1.           Прямолинейно («Абак», «Компьютер», «Линейка «Счет от 1 до 10»» и «Линейка «Счет от 1 до20»»);

2.           По кругу («Круги по составу чисел», «Телефон-справочник»);

3.           В треугольнике («Числовая горка», «Радужная горка»);

4.           В прямоугольниках («Домино», Числовая горка»). [5, с. 4]

Такой подход к объяснению учебного материала способствует формированию пространственного мышления. Цвет воспринимается в 2-3 раза быстрее, чем буква и цифра, лучше запоминается, дольше сохраняется в памяти и положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка. [5, с. 5]

При изучении чисел I и II десятка я соблюдала последовательность в данной демонстрации-наглядности:

1.           Предметной;

2.           Графической;

3.           Знаковой;

4.           Символьной.

При изучении чисел I десятка я пользовалась единым алгоритмом, данным автором. В структуре алгоритма отражена типичная структура процесса усвоения знаний и способов деятельности, которая включает: восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение информации. [4, с. 36]

Учебный материал по изучению одного числа я делила на несколько уроков в соответствии с программой.

Деятельность моя, как учителя, и деятельность моих учеников выглядела следующим образом. [Приложение 2]

В приложении описан образовательный процесс строго по алгоритму. Такая работа занимает не весь урок, а часть его. Оставшееся время было посвящено работе с учебником и тетрадью на печатной основе. Следует отметить, что большинство заданий в учебниках и тетрадях мы выполняли, используя наглядность Н. В. Петкевич.

Например, в учебнике Т. Л. Муравьевой для второго класса в первой части на странице 8 (задание №2):

Сравни (>, <, =):

6 + 3       ?       3 + 6

4 + 5      ?       5 + 4

9 + 0       ?        1 + 9

Идет работа в паре: первый ученик показывает на индивидуальном «Компьютере» пример 6 + 3, а второй 3 + 6. Ученики сразу видят результат, сравнивают числовые выражения левой и правой части безошибочно.

Задание №3

Запиши примеры. Вычисли.

Слагаемое

3

2

1

4

5

0

Слагаемое

6

0

9

0

1

7

 

На персональном «Компьютере» все ученики набирают и решают примеры правильно. При проверке ответ показывают на «Линейке «Счет от 1 до 10»». Решение задач, сопровождается работой с «Абаком» (демонстрационное пособие) и индивидуальными «Компьютерами».

Например, в математике второго класса на странице 25 №5 (задача): «Купили 10 глубоких тарелок и 3 мелких. Сколько всего тарелок купили?»

На демонстрационном «Компьютере» и индивидуальных «Компьютерах» дети составляют модель условия задачи, сразу дают ответ 13.


Для изучения чисел второго десятка я использовала единый алгоритм комплексного использования наглядности. Изучение чисел второго десятка можно увидеть в уроке по теме: «Прием прибавления однозначных чисел по частям с переходом через десяток». [Приложение 3]

Если при изучении чисел первого десятка больше использовалась коллективная и парная работа, реже групповая, то при изучении чисел второго десятка парная и групповая чаще, чем коллективная. Это объясняется тем, что обучающиеся научились сотрудничать, оказывать помощь друг другу, правильно взаимодействовать, овладели навыками использования пособий из «Суперпапки».

При изучении чисел второго десятка я чаще стала применять проблемный, поисковый, исследовательский методы наряду с наглядно-демонстративным и объяснительным методом.

Возникали и трудности при использовании пособий из индивидуальных «Суперпапок», так как в класс пришли дети с разной подготовкой, развитием, с разными психологическими процессами, особенностями психофизического развития.

Поэтому некоторые из них на начальном этапе не всегда самостоятельно могли доставать и пользоваться разными пособиями. Решение этой проблемы я нашла на факультативных занятиях по математике, стимулирующих и поддерживающих занятиях. Работая по технологии КСО, где каждый учит каждого, первоклассники, у которых получалось выполнять все действия быстро и правильно, в парах и группах постоянного и сменного состава обучали остальных. И уже на уроке в роли «учителя» мог быть каждый ученик. Такая работа являлась сильным двигателем мотивации к обучению всех учеников.

Детям хотелось учиться и играть. Я так же заметила, что как только дети обрели навыки работы с пособиями из «Суперпапки» мы стали выполнять больший объем работы, чаще менять виды деятельности и формы работы.

Наглядность Н. В. Петкевич я стала применять на факультативных занятиях «Решение текстовых задач» с целью пропедевтического знакомства с действиями умножения и деления (сейчас у меня второй класс). [Приложение 4]

Предварительно на уроках труда вырезали пары рукавиц, пары грибочков. Благодаря наглядности, изготовленной своими руками, мы вместе познакомились с конкретным смыслом действия умножения и деления, названием их компонентов и результатов, связью между умножением и делением, переместительным свойством умножения. Так же на факультативных занятиях для знакомства со смыслом действия умножения я использовала наглядное пособие «Абак».

Телефон-справочник и калькулятор применяла не только на уроках математики, но и на уроке «Человек и мир», звонили в спецслужбы, родителям, учителю. Цветовые сигнальные карточки применяем почти на всех уроках. Например, правильный ответ – поднимали зеленую карточку, неправильный – красную и т.д. На занятиях по ОБЖ цветовые сигнальные карточки у нас – светофор. Наглядное пособие «Дециметр» применяли на уроках трудового обучения при изготовлении коробочки для семян, построении домика и др.

В кубики дети играли и играют не только на уроках, но и на переменах.

По результатам контрольных работ по математике качество знаний учеников класса систематически повышается.

Итог

Первый и второй уровень

Третий уровень

Четвертый и пятый уровень

2012/2013

I четверть

4 ученика

20%

8 учеников

40%

8 учеников

40%

2012/2013

II четверть

3 ученика

15%

8 учеников

40%

9 учеников

45%

2012/2013

III четверть

2 ученика

10%

9 учеников

40%

10 учеников

50%

 

На сегодняшний день состав числа в пределах десяти знают 100 % обучающихся из класса, таблицы сложения и вычитания в пределах двадцати с переходом через десять знают 95%. Умеют выполнять устные приемы сложения и вычитания в пределах 100 – 95%.

Три ученика из класса участвовали в международной олимпиаде по математике «Кенгуру».

Анализируя выполнение олимпиадных заданий с учениками, после выяснили, что Молчанов М. и Иконников С. Справились наполовину, а Киркоров Алексей выполнил правильно около 80 % всех заданий.

Результативность и эффективность опыта.

За два года применения наглядности Н. В. Петкевич я освоила данную технологию при изучении чисел I и II десятка, так как работала в 1, 2 классах. Делилась опытом с коллегами нашей творческой группы, а также коллегами коллектива начальной школы СШ №38.

За это время я убедилась в том, что:

1)          Наглядные пособия Н. В. Петкевич разработаны в соответствии с требованиями образовательных стандартов и программ;

2)          С учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников, принципов разработки комплектов наглядных пособий.

Комплексное использование демонстрационных и индивидуальных наглядных пособий позволяет достичь положительных результатов с наименьшими затратами сил и времени как учителя, так и учеников.

В доказательство этого мною приведены результаты работ моих учеников. Кроме того, эффективность данной технологии и моего опыта заключается в следующем:

1) Повышение качества знаний;

2) Обеспечение здоровьесбережения;

3) Формирование и развитие личности ребенка в процесса усвоения знаний;

4) Повышение мотивации учения;

5) Облегчение учащимся усвоение знаний (самостоятельно моделировать математические понятия);

6) Развитие творчества, образно-пространственного мышления, геометрической зоркости;

7) Использование в составе любого учебно-методического комплекса.

Эффективность моего опыта можно оценить по следующим критериям:

·              Сформированность вычислительных навыков табличного и внетабличного сложения и вычитания в пределах 100;

·              Сформированность умения концентрировать и сосредотачивать  внимание, увеличение объема памяти школьников;

·              Обеспечение пропедевтики дальнейшего обучения;

·              А также на элементарном уровне пропедевтически сформированность понятий об устройстве компьютера и принципах его действия.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология комплексного использования наглядных пособий Н. В Петкевич на уроках математики и русского языка дает возможность:

·        Повышать качество знаний учеников;

·        Является неотъемлемой частью здоровьесбережения младших школьников;

·        Обеспечивает мотивацию обучения;

·        Позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход;

·        Проводить уроки, используя разные формы и методы обучения, что способствует решению основных проблем современной школы и соответствует методическим требованиям;

·        А также доказывает достижение цели моего опыта и выполнение поставленных задач.

В перспективе планирую самым активным образом использовать данную технологию в своей работе, адаптировать наглядность под любые учебно-методические комплексы, применять на факультативных занятиях по математики, готова делиться опытом изучения чисел I и II десятка.

Я твердо убеждена, что назрел момент появления новой наглядности в начальной школе, так как предыдущие комплексы наглядности уже не соответствуют запросам современной школы. Учителя сами тратят много сил, времени, средств для ее изготовления. А компьютеры, мультимедийную аппаратуру, интерактивные доски приобрести в каждый класс на данном этапе невозможно. Я считаю большой находкой наглядность Н. В. Петкевич, той «палочкой-выручалочкой», которую Нина Владимировна предоставила нам «на тарелочке с золотой каемочкой». Более того, демонстрационный материал имеется и на электронном носителе в комплекте наглядности Н. В. Петкевич.

В нашей школе все классы, которые апробируют данную технологию, обеспечены полностью комплектами наглядности. Учителя нашей творческой группы посещают все семинары в других школах города. На заседании ТГ обмениваемся опытом, разрешаем проблемы.

На базе нашей школы тоже был проведен семинар областного значения, на котором мы подготовили выставку предметных моделей для демонстрации табличных случаев умножения и деления чисел, которой Нина Владимировна дала высокую оценку. [Приложение 5] Учителя нашей школы Напреенко Н. Н. и Мыслицкая А. А. давали открытые уроки по изучению умножения и деления числа 3. Ковалева И. А. в феврале участвовала в конкурсе «Учитель года 2013».

На этапе «»Фестиваль педагогических идей образования 2013» ее работа на тему «Использование наглядных пособий Н. В. Петкевич» заняла I место в районе.

Исходя из выше сказанного и получив положительные результаты, я смело могу рекомендовать учителям начальных классов использовать данную технологию в своей работе.

Тем более, что ее автором является наш белорусский учитель-новатор, педагог-изобретатель, лауреат Всесоюзного конкурса на лучшие образцы оборудования для учебных заведений, обладатель золотой медали ВДНХСССР. Педагоги многих стран СНГ широко используют в своей работе комплексы наглядных пособий Нины Владимировны Петкевич.

 

 

 

Список литература:

1.           Ушинский К. Д. Вопросы воспитания и обучения в начальной школе/К. Д. Ушинский// Изобр.пед.соч.: 132 тт. – М: Педагогика, 1974. – Т.2. – с. 289.

2.           Петкевич Н В. Таблицу умножения учим с увлечением/ Н. В. Петкевич// Пачатковая школа. – 2004. - №3. – с. 22-28.

3.           Петкевич Н. В. Педагогическая технология комплексного использования наглядности при изучении табличного умножения и деления/ Н. В. Петкевич// Пачатковае навучанне. – 2011. - №2. – с. 34-37.

4.           Петкевич Н. В. Технология изготовления и использования наглядных пособий по математике в начальной школе. – 2011.

5.           Петкевич Н. В. Изучение чисел I и II десятка. Методическое руководство к комплекту учебных наглядных пособий для учителей начальных классов. – 2009.


Наглядные пособия

Главная