Педагогические технологии изучения чисел и таблицы умножения

Предлагаемые инновационные педагогические технологии обучения основаны на комплексном использовании наших демонстрационных и индивидуальных учебных наглядных пособий, которые позволяют повысить качество образования при сохранении здоровья детей. Освобождают учеников от зубрежки, например, столбик таблицы умножения усваивается прямо на уроке.


Педагогическая технология изучения чисел первого и второго десятка представлена на примере изучения числа 6 и числа 11 и 12.


Педагогическая технология изучения табличного умножения и деления дана на примере изучения умножения  и деления с числом 2.

В методологии технология рассматривается как «система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи»( Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006. – 488с.). Следовательно, педагогическая технология – это реализация содержания обучения через систему педагогических условий, средств, форм и методов, обеспечивающих гарантированное и эффективное достижение поставленных целей. Технология обучения предполагает создание условий для реализации содержания по отдельным темам и разделам учебной программы. Технология обучения отражает конкретные детали процесса обучения. «Под технологией обучения мы здесь понимаем материализацию дидактической идеи в предельно конкретных рекомендациях, доступных для исполнения рядовым учителем…».( Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе / Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя – 2 изд. испр. и доп.М.: АО «Столетие», 1996). Ее эффективность зависит от обеспечения учебного процесса разнообразными средствами обучения. В рассматриваемой нами технологии важнейшими являются  наглядные пособия, так как средства обучения влекут за собой выбор тех или иных форм и методов работы. Гарантированное и эффективное обучение табличному сложению и вычитанию достигается благодаря  использованию комплекта демонстрационных учебных наглядных пособий "Изучение чисел I и II десятка" и индивидуальных – "Суперпапка. Математика от 1 до 20", а умножению и делению – комплекта «Таблицу умножение учим с увлечением» (с диском) и «Альбома по математике», девиз которого «Таблицу умножения учим сами – своим умом и руками». Наибольшей эффективности обучения можно достичь при комплексном использовании комплектов демонстрационных и индивидуальных учебных наглядных пособий. Объединяя отдельные их компоненты на основе взаимоотношения и взаимосодействия, получим комплексы наглядных средств обучения. Именно наглядные пособия позволяют создать условия для восприятия и переработки информации учащимися соответственно их возрастным и индивидуальным особенностям и с учетом этапов ее прохождения. Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, любая информация воспринимается человеком, проходя 4 естественных этапа: сенсорно-моторный (чувственное восприятие); символьный (образное «свертывание» чувственно-логической информации); логический (дискурсивно-логическое ее осмысление); лингвистический (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1-3 этапах). В учебниках информация, как правило, представляется на последних трех уровнях. В силу своей специфики учебник не может обеспечить физиологически необходимый, сенсорно-моторный этап ее восприятия. Эту функцию должны выполнить наглядные пособия, представленные в виде готовых моделей, в том числе и с подвижными деталями, то есть в форме удобной для работы руками. Особую значимость приобретают модели, дидактические игры и игрушки, изготовленные учащимися, потому что «когда я делаю, я изучаю» (М. Монтессори). Материал для их изготовления дан в индивидуальных пособиях, что позволяет осуществлять межпредметную интеграцию математики и трудового обучения (технологии). Основным признаком технологии обучения является алгоритмизация учебного процесса, то есть пошаговое выполнение действий с точным их описанием, благодаря которому достигается ее воспроизводимость. Последовательное предъявление информации при помощи предметных, графических, знаковых и символьных моделей явится базой для структуры алгоритма изучения табличных случаев сложения, вычитания и умножения, деления.