ГУО «Средняя школа № 38 г. Могилёва» 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ Н. В. ПЕТКЕВИЧ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» 

 

Казакова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов


1.                Информационный блок

1.1.   Тема опыта

Комплексное использование наглядных пособий Н. В. Петкевич на уроках математики и русского языка в начальной школе.

1.2.         Актуальность опыта

Одна из целей начального обучения математике – обеспечить усвоение смысла вводимых понятий, фактов и алгоритмов. Достичь этого можно посредством использования в обучении наглядных пособий.

Одним из средств, повышающих интерес к учёбе и вызывающих у детей чувство радости, являются интересные, красочные наглядные пособия.

Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал: «Детская природа много требует наглядности…  дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…»

Я. А. Коменский принцип наглядности назвал «золотым правилом дидактики» и призывал учителей  «…всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами…». Наглядность он рассматривал как принцип обучения и как наглядное средство обучения, т. е. как наглядное пособие.

Использование наглядных пособий на уроках математики позволяет обогатить и расширить чувственный опыт  детей, содействует изучению конкретных свойств  предметов, созданию условий для перехода к абстрактному мышлению.

Использование наглядных пособий помогает реализации дидактических целей обучения, т. к. может применяться для:

- ознакомления с новым материалом;

- закрепления знаний, умений, навыков;

- проверки их усвоения.

С наглядных пособий целесообразно начинать изучение учебного материала, потому что у учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление.

Для учителей начальных классов наряду с учебником важнейшими являются наглядные пособия, позволяющие:

1.       создать условия для восприятия и переработки информации;

2.       увидеть в компактной форме структуру учебного материала;

3.       обеспечить доступность усвоения учебного материала учащимися;

4.       наладить совместную работу учителя и учащихся при создании индивидуальных учебных пособий, раздаточного материала;

5.       развивать интерес к обучению;

6.       получать положительные эмоции.

Учитывая великую роль наглядных пособий при обучении младших школьников математике,  можно говорить об актуальности данной темы.

1.3.         Цели опыта

Внедрение педагогической технологии комплексного использования наглядности Н. В. Петкевич в общеобразовательный процесс.

1.4.         Задачи опыта.

- адаптировать наглядные пособия Н. В. Петкевич к нашим программам и учебникам;

- сформировать систему работы с наглядными пособиями, нацеленную на активизацию познавательной деятельности учащихся.

1.5.   Длительность работы над опытом.

Работаю в данном направлении в течении двух с половиной лет.

1 этап – Ознакомительный

- изучала теоретические основы наглядного способа обучения, посещала семинары, проводимые автором демонстрационных пособий Н. В.  Петкевич;

- определяла путём педагогических наблюдений интерес учащихся к новым наглядным пособиям;

- составила план работы.

2 этап – Практический

- реализовывала план с соответствующей корректировкой по ходу его внедрения;

- вводила в практику поочерёдно различные наглядные пособия на разных этапах урока;

- в плотном взаимодействии с коллегами творческой группы принимала решение о целесообразности применения наглядных пособий Н. В. Петкевич.

3 этап – Итоговый

- проводила анализ результативности и эффективности применения наглядных пособий.

 

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Программой начальной школы поставлена задача повышения качества обучения учащихся математике. По моему мнению, в достижении этой цели велика функциональная возможность наглядных пособий Н. В. Петкевич. Яркое восприятие, многократное повторение и ассоциативные связи способствуют более лёгкому и прочному усвоению учебного материала. Опыт комплексного использования наглядности выполняет функцию сенсорно-моторного (чувственного) восприятия информации.

2.2. Описание сути опыта

Наглядные пособия соответствуют психологическим особенностям младших школьников, у которых преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации.

Поэтому, наглядные средства обучения я использую последовательно. И это помогает ребятам обеспечивать все этапы усвоения информации, её восприятие и обработку за более короткое время.

Работу с наглядными пособиями Н. В. Петкевич я начала в 2010 – 2011 учебном году с ребятами третьего класса при изучении темы «Умножение и деление». Изучение таблицы умножения вызывает особую трудность у учащихся. Из опыта работы предыдущих лет, знаю, что дети заучивают её наизусть дома, т. к. традиционная методика изучения таблицы умножения не предусматривает организации работы по её запоминанию прямо на уроке. Для облегчения усвоения таблицы умножения и деления Н. В. Петкевич создала комплект демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением» [Приложение 1] и индивидуальные пособия «Альбом по математике», «Таблицу умножения изучаем сами - своим умом и руками» [Приложение 2].

Применяя на уроках математики «Альбом…» и демонстрационные пособия, я поняла, что для достижения наибольшего эффекта, надо обязательно работать в системе.

Работая с пособиями в системе, я увидела возможность многократного повторения таблицы умножения, установления ассоциативных связей – это очень важные условия для запоминания.

Наибольший эффект достигается в системе использования «Альбома» и демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением».

Уроки математики по изучению таблицы умножения я провожу по единому алгоритму, с которым учащиеся познакомились при изучении умножения числа 1. При изучении темы «Умножение числа 1», я познакомила учащихся с заданиями в «Волшебной тетрадочке» [Приложение 3].  Но первый урок я начала со «Сказки о Злом волшебнике и фее Радуге».

Структура алгоритма:

1.   Объявляю тему урока, коллективно определяем задачи урока

2.   Учащиеся составляют, я записываю на доске столбик таблицы умножения числа с использованием «Абака»

3.   Анализируем составленную таблицу, ищем «Узелки на память», опираясь на наглядность и теоретические знания

4.   Подводим итоги запоминания.

5.   Проверяем и закрепляем столбик таблицы. Я называю примеры от лёгкого к трудному, учащиеся отвечают хором.

6.   Самостоятельная работа в «Волшебной тетрадочке»

7.   Провожу игру «Школа». Осуществляем взаимопроверку, самопроверку и оценку знаний

8.   Коллективно находим произведения в «Таблице с цветовым кодом». Индивидуально ребята заполняют таблицы.

9.   Я проверяю знания каждого примера столбика каждого ученика, используя «Цветовые  сигнальные карточки»

10.                      Подводим итоги с использованием таблицы умножения.

Несмотря на то, что детям известен план работы над столбиком таблицы, их интерес не угасает, внимание не ослабевает и не покидает чувство успеха.

Работая в «Волшебной тетрадочке» учащиеся знакомятся с геометрическими методами познания  в математике, учатся мысленно представлять различные положения геометрических фигур, что способствует  развитию пространственного мышления и геометрических представлений.

Ещё я использую индивидуальные наглядные пособия, которые изготовили ребята сами на уроках трудового обучения [Приложение 4].

Работая в 3 – 4-ом классах, я использовала преимущественно групповые формы работы с учащимися на уроке. Методы: наглядно-демонстративный, поисковый, частично-поисковый, эвристический.

На уроках русского языка я также использовала наглядность Н. В. Петкевич. Это демонстрационные таблицы:

- звуко-буквенный анализ слова;

- разбор по составу слова;

- разбор по частям речи.

Грамматический разбор проводится почти на каждом уроке и поэтому таблицы, представляющие «опорные схемы», являются «дежурным пособием», другими словами, всегда перед глазами детей.

При использовании пособий я сочетала коллективную работу с индивидуальной, осуществляла самопроверку и взаимопроверку. Используя цветовые коды, устанавливала оперативную обратную связь «ученик - учитель». Заметила, что при такой работе был высокий уровень активности всего класса. Этому свидетельствуют результаты: все учащиеся моего класса умеют выполнять грамматический разбор, а это значит, что они усвоили теоретический материал.

Использование таблиц вызывает интерес учащихся к учению, а это повышает эффективность обучения, увеличивает плотность урока.

Активно применяя на практике наглядные пособия, я соблюдаю основные принципы: научность, доступность, последовательность, пространственно-цветовое предъявление информации, обучение в движении [Приложение 5].

Я заметила, что обучение в движении и игре, сокращает время на усвоение темы, влияет на эмоциональное состояние, сохраняет здоровье учащихся. Потому что игра – это деятельность, которая доставляет удовольствие и радость, развивает способности ребёнка. А дидактическая игра обогащает его знаниями и формирует поведение, потому что дидактическая игра имеет педагогическую цель.

В 2012 – 2013 учебном году я работаю с учащимися первого класса. С ними я также применяю групповые формы работы, но чаще – работу в парах. Я пришла к выводу, что наибольшая эффективность «Демонстрационного пособия «Изучения чисел I и II десятка» и «Суперпапки» достигается при  работе в парах.

С первоклассниками я тоже обеспечиваю обучение в действии и движении. Ребята очень любят игру «Домино», потому что за 3 – 4 минуты все учащиеся задействованы не только в мыслительной        деятельности, но и в движении. Также дети очень любят не только сами двигаться, но и таблицы с подвижными деталями: «Абак», «Круги по составу чисел», «Компьютер», «Телефон-справочник», «Цветовые сигнальные карточки», «Игральный кубик».

Мои ребята первоклассники очень любят работать с «Суперпапкой» [Приложение 6].

Мы выполняем много заданий. Ученики не устают, потому что задания занимательные, разнообразные. Эти задания не требуют усидчивости, а наоборот, ребята ведут себя раскованно, сидят в удобной им позе, что способствует сохранению зрения и правильной осанки. Ребята очень любят получать медали. Независимо от награждения «группы», или «партнёров» при работе в паре или «победителя» в конкурсе.

Дети очень любят «игральный кубик». Я их научила представлять любое число от 0 до 20 на двух и трёх гранях. Когда дети играют в паре, они моделируют действие сложение и вычитание.

Например, из точек кубиков можно составить множество примеров

5+4=9        5+3=8    5+3+3=11  

При составлении примеров закрепляются пространственные представления: справа, слева, ближний и дальний кубики, передняя, верхняя и боковая грани кубика.

Кроме того, играя в настольные игры с разными ходами, дети используют кубик с точками из «Суперпапки», а пластмассовый кубик, который входит в комплект игры, «отдыхает» в коробке.

Вспоминая себя в начальных классах, я очень отчётливо помню, что, как только я поступила в первый класс, единственной и любимой моей игрой была «Школа». Профессия «Учитель» затмила все другие. Для меня просто не существовало других профессий. И сейчас, мне очень интересно знать, играют ли мои ученики дома в «Школу». Побеседовав с ребятами, я выяснила, что большинство из них играет. Как и я в детстве, учат своих зверюшек, кукол. Наверное, поэтому ученики моего класса на уроках любят выступать в роли «учителя». А ещё больший интерес проявляется, если «ученицей» кого-то из «учителей» являюсь я. Ну и, конечно же, ребята.

Для игры в «Школу» я использую «Микрокалькулятор». Например: «Учитель» показывает пример, а «Ученик» - ответ в вертикальной полосе. Или, «Учитель» показывает пример, нажимая кнопки 3 + 5 =; ученик показывает ответ, нажимая «8».

Или, «Учитель» нажимает «4» «>»   , «ученик» - «3» (2,1).

Для запоминания какой-либо информации я люблю устанавливать ассоциативные связи. Мои ученики тоже устанавливают ассоциативные связи, но при помощи цвета. Потому что цвет является сильным информационным сигналом. Детям помогает запомнить последовательность цветов фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», К О Ж З Г С Ф, где начальные буквы слов соответствуют цветам радуги.

«Цветовые сигналы» мы применяем при работе с «Радужной горкой», «Компьютером». Не меньше, чем с игральным кубиком  и «Микрокалькулятором» дети любят заниматься с «Цветовыми сигнальными карточками». Мы их используем на разных этапах урока: при устном счёте, при решении стихотворных задач, при закреплении материала. При работе в паре, один из партнёров вместо устного ответа показывает карточку. Например, при закреплении состава числа 8 можно использовать «домики». Учитель закрывает линейкой первые слагаемые и называет пример 8 - 6. Ученик показывает красную карточку.

За период работы с наглядностями Н. В. Петкевич, я сделала вывод: именно комплексное использование пособий даёт возможность учащимся прочно усвоить знания.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Проработав неполных 3 года с наглядными пособиями Н. В. Петкевич, я убедилась в том, что они соответствуют целям, задачам начального образования, формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным психологическим особенностям младших школьников.

Эффективность наглядных пособий заключается в следующем:

- повышение мотивации учения;

- повышение качества знаний;

-  активизация интеллектуальных и познавательных процессов;

- сохранение здоровья детей.

Основными критериями эффективности наглядного обучения стали:

- сформированность вычислительных навыков;

- овладение трудовыми умениями и навыками;

- воспитание коллективизма, чувства единства.

 

3. Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексное использование наглядных пособий Н. В. Петкевич на уроках математики способствует решению основных проблем, существующих в современной школе:

- позволяет улучшить у ребёнка психологические процессы

- снижает утомляемость

- корректирует недостатки опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха

- удовлетворяет образовательные запросы личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.        

Перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта в своей профессиональной деятельности я вижу так:

- продолжение обучения учащихся с использованием наглядных пособий Н. В. Петкевич

- позитивное отношение учащихся к школе и процессу обучения

- осуществление личностно-ориентированного подхода

- улучшение здоровья учащихся

В нашей школе создана неплохая материально-техническая база и приобретены необходимые учебно-методические пособия. Также создана творческая группа учителей, для работы по данной технологии.

На базе нашей школы проводились семинары областного значения. Творческая группа учителей подготовила к семинару, который состоялся 15 05 2012 выставку предметных моделей для демонстрации табличных случаев умножения и деления чисел. Наша творческая группа проводила выставку к областному семинару, который проходил на базе ГУО «СШ № 25 г. Могилёва» в октябре 2012 года.

  

Список литературы

1.              Петкевич Н. В. Педагогическая технология комплексного использования наглядности при изучении табличного умножения и деления/Н. В. Петкевич//Пачатковаенавучанне. – 2011. - №.2 – С. 34 – 37.

2.              Петкевич Н. В. Учение с увлечением. Роль и место дидактической игры в здоровьесберегающих технологиях/Н. В. Петкевич//Пачатковая школа. – 2010. - № 10. – С. 31 – 32

3.              Петкевич Н. В. Обучение в действии и движении/ Н. В. Петкевич//Пачатковая школа. – 2008. -№ 5. – С. 43 – 44

4.              Петкевич Н. В. Математика. Суперпапка. 1 класс: методические указания к комплекту индивидуальных учебно-наглядных пособий. – Минск: Издательство М. В.Бегунова, 2006.- 2006. – 28 с.

5.              Петкевич Н. В. Философско-педагогические аспекты использования наглядности в обучении школьников Н. В. Петкевич фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. трудов международной конференции. Т. : Общественные науки. – Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2008. – С.116 – 118.

6.              Петкевич Н. В. Таблицу умножения учим с увлечением: метод. Руководство к демонстрационному пособию / Н. В. Петкевич. – Минск: Издательство М. В. Бегунова, 2009. – 4 с.

7.              Ушинский К. Д. Вопросы воспитания и обучения в начальной школе / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: 132тт. – М: Педагогика, 1974. – Т. 2. – С. 289.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

«Альбом по математике» Н. В. Петкевич

Задача уроков математики в начальной школе – повышение качества обучения детей. Основу начального курса математики составляет линия чисел и арифметические действия над ними. Особого внимания заслуживает формирование вычислительных навыков в табличных случаях.

Работа с таблицами из альбомов Н. В. Петкевич позволяет быстро и качественно усвоить таблицу умножения и деления. Пособие создаёт условия для восприятия и переработки информации учащимися, в соответствии с их индивидуальными и возрастными способностями; развивает математические и творческие способности учащихся, логическое мышление, пространственные представления; расширяет объём памяти.

Материал альбома вызывает дополнительный интерес к изучению математики. При изготовлении моделей для каждого конкретного случая табличного умножения, учащиеся развивают специальные навыки по предмету «Трудовое обучение», играя с пособием, демонстрирует товарищам конкретный смысл действия умножения и деления. Кроме того, изготовленные модели позволяют составлять и решать множество разнообразных задач, что способствует глубокому пониманию их решения, выбора действия, связи между данной задачей и полученным результатом.

Данное пособие является хорошим подспорьем в работе учителя, облегчая подготовку к уроку; делает учебный процесс живым, ярким, запоминающимся; вызывает у детей положительные эмоции, тем самым мотивируя их на успешное усвоение предмета

Учитель начальных классов

ГУО «СШ №38 г. Могилёва»

Т. В. Казакова

Приложение 5

 

 

Хоровод «В плавание»

Взявшись за руки, дети вприпрыжку бегут по кругу и исполняют припев:

Мы пришли на бережок,

Поплывём с тобой, дружок.

Чтоб ребят не растерять,

Нужно всех их сосчитать.

На слово «сосчитать» останавливаются и слушают, что поёт учитель.

Например:

Сколько места, посмотри,

В лодки сядем мы по три.

Учащиеся перестраиваются в кружочки по три и приседают.

Дети, которые не попали в тройки, считают своих товарищей и пропускают следующий тур танца. При изучении состава чисел считают девочек (одну), мальчиков (двух); при изучении таблицы умножения сначала объединяют детей в группы (3,6,9... 18), а затем считают количество групп (1,2,3… 6, приглашают встать взмахом руки) и умножают количество детей в группе на количество групп (3*6=18). Затем учащиеся перестраиваются на следующий тур танца.

Если танцуют по два и по три, то опять идут по большому кругу, в остальных случаях образуют маленькие кружочки (по 4,5,6), идут по кругу и поют припев (см. таблицу).

Особенность построения в группах: по 2 – берутся руками накрест; по 3 – один впереди, расставив руки, двое сзади берутся за руки, а свободные руки подают стоящему впереди; по 5 – образуют звёздочку, взявшись правыми руками.

 

 

 

 

Тема урока

Слова песни

Движения в танце

Состав числа 2.

Умножение числа 2

Отправляться в путь пора,

Сядем по два, детвора.

По парам, руки – крест- накрест, идут по кругу

Состав числа 3.

Умножение числа 3

Сколько места, посмотри,

В лодки сядем мы по три.

По трое, один впереди, двое сзади, держась за руки, идут по кругу

Состав числа 4.

Умножение числа 4

Нет ребят дружнее в мире, сядем в лодки по четыре.

Перестраиваются в кружки по четыре

Состав числа 5.

Умножение числа 5

Чтобы легче сосчитать,

В лодки сядем мы по пять.

Образуют звёздочку, взявшись правыми руками

Состав числа 6.

Умножение числа 6

Всех друзей у нас не счесть, в лодки сядем мы по шесть.

Становятся в кружки по шесть

Состав числа 7.

Умножение числа 7

В лодках места хватит всем, если сядем мы по семь.

Берутся за руки по семь в кружок

Состав числа 8.

Умножение числа 8

В путешествие всех просим, в лодки сядем мы по восемь

Перестраиваются по восемь

Состав числа 8.

Умножение числа 8

В парус ветер будет веять, если сядем мы по девять.

Становятся в кружки по девять

 

  

  

Наглядные пособия

Главная