ГУО «Средняя школа №38 г.Могилева»

  

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ                          Н.В. ПЕТКЕВИЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В           НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» 

 

 

 

                                                             Ковалева Наталья Анатольевна

учитель начальных классов


 

I. Информационный блок

Тема опыта: Комплексное использование наглядных пособий Н.В. Петкевич на уроках математики и русского языка в начальной школе.

         Актуальность опыта

Я учитель, поэтому не могу оставаться равнодушной к тем проблемам, которые существуют в современной системе образования.

Одной из самых существенных проблем современной школы является проблема школьных перегрузок, которые возникают у учащихся вследствие сложности школьных программ, неправильного распределения учебной нагрузки, сложной подачи образовательного материала учебниками.

Традиционное школьное образование жестко ориентировано на развитие вербально-логического мышления, т.е. способствует формированию функций, свойственных главным образом левому полушарию головного мозга. При этом правое полушарие, для которого характерна образность и целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, остается недостаточно востребованным и остается в развитии. Да и материал, на котором строится образовательный процесс не всегда можно назвать высокохудожественным.

Кроме того, с каждым годом заметно ухудшается здоровье учащихся. Повышая интенсивность обучения, школа способствует развитию или усугублению у детей, так называемых школьных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, зрения). На данный момент у 80% детей школьного возраста отмечаются значительные отклонения от норм физического и психологического здоровья.

Реформа образовательной школы направлена на решение данных проблем и укреплению здоровья детей, в том числе с помощью внедрения новых педагогических технологий, которые могут удовлетворить образовательные запросы личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Неотъемлемой и важной частью новых педагогических технологий является педагогическая технология комплексного использования наглядных пособий Н.В. Петкевич.

Учитывая вышеперечисленные проблемы общеобразовательной школы, можно говорить об актуальности данной темы.

Цель опыта: Внедрение педагогической технологии комплексного использование наглядности Н.В. Петкевич в общеобразовательный процесс.

Задачи опыта:

1) Адаптировать наглядные пособия Н.В. Петкевич к нашим программам и учебникам;

2) Сформировать систему работы по осуществлению пропедевтической деятельности на уроках математики.

Длительность работы над опытом

Работаю по данному направлению в течение 2-ух лет.

Свою работу я спланировала в 3 этапа:

1 этап – диагностический:

1) изучение теоретических основ наглядного способа обучения;

2) определение готовности детей (выявление способных, одаренных учащихся);

3) приобретение наглядности;

4) составление плана работы.

2 этап – практический:

1) реализация плана с соответствующей корректировкой по ходу его внедрения;

2) организация психологического сопровождения учащихся;

3) осуществление тесного взаимодействия с участниками творческой группы нашей школы.

3 этап – итоговый:

1) осуществление контрольно-коррекционной деятельности;

2) выявление соответствия результатов целям и задачам;

3) анализ затрат;

4) оформление результатов путем обобщения опыта работы.

II. Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта

В 2010 году в соответствии с письмом УО «Могилевский государственный институт развития образования», приказом отдела образования Могилевского горисполкома «Об утверждении тематики перечня учреждений образования по формированию, изучению и обобщению передового педагогического опыта в 2011-2013г.г.» в нашей школе была создана творческая группа учителей начальных классов, работающая с использованием наглядных пособий Н.В. Петкевич в обучении младших школьников. В эту группу вошла и я. Эта тема оказалась мне близка, т.к. в своей практике я постоянно использую наглядность. Долгие годы педагогической работы убедили меня в том, что учебный материал лучше усваивается с помощью наглядных средств обучения. Почему так происходит?

У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. В силу своей специфики учебники не могут обеспечить физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации. Эту функцию должны выполнить интересные и красочные наглядные пособия. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал «Детская природа много требует наглядности… дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы  заставить ее мыслить иначе» .

Наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Занятие с детьми по таблицам Н.В. Петкевич, использованные в качестве учебного материала, показывают их высокую эффективность. Все показатели творческого и логического мышления, а также интеллектуальной деятельности увеличиваются и тем самым способствуют равномерному развитию обоих полушарий головного мозга, что в свою очередь приводит к формированию духовно обогащенной личности.

Описание сути опыта

Работать с наглядными пособиями Н.В. Петкевич я начала во 2-ом классе, при изучении темы «Умножение и деление». Изучение таблицы умножения вызывает особую трудность у учащихся. Обычно дети заучивают ее наизусть дома, так как традиционная методика изучения таблицы умножения не предусматривает организации работы по ее запоминанию прямо в классе, на уроке. Для облегчения усвоения табличного умножения и деления Н.В. Петкевич был создан комплект демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением» и индивидуальное учебное наглядное пособие «Альбом по математике». [2] В чем же их особенность?

Во-первых, в возможности увидеть в компактной форме всю структуру учебного материала, легче его запомнить.

Во-вторых, они обеспечивают доступность самого сложного учебного материала для малышей.

В-третьих, учитель и ученик вместе трудятся, создавая учебные модели. При изготовлении моделей для каждого конкретного случая табличного умножения, учащиеся развивают специальные навыки  по предмету «Трудовое обучение», играя с пособием, демонстрируют товарищам  конкретный смысл действий умножения и деления. Кроме того, изготовленные модели позволяют составлять и решать множество разнообразных задач, что способствует глубокому пониманию их решения, выбора действия, связи между задачей и полученным результатом.

В-четвертых, в алгоритмизации учебного процесса, то есть пошаговое выполнение действий с точным их описанием.

В-пятых, учебные наглядные пособия делают учебный процесс ярким, живым, запоминающимся; вызывают у детей положительные эмоции, тем самым мотивируя их на успешное усвоение предмета.

В-шестых, наглядные пособия помогают решить проблему школьных перегрузок. Значит они являются здоровьесберегающими.

В-седьмых, у учащихся формируется интерес к исследовательской деятельности и умение работать с информацией.   

Уроки математики по изучению таблицы умножении я  провожу по определенному алгоритму. Я бы так отразила деятельность учителя и учащихся на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показываю значимость знания таблицы умножения для дальнейшего обучения (читаю стихотворения, загадки, сказку к «Городу умножения»).

Создаю ситуации, вызывающие затруднения, преодоление которых связано со знанием таблицы умножения.

Показываю наглядное пособие таблицы умножения которая является знаковой моделью, и может быть использована для выхода из затруднений.

Понимают необходимость изучения таблицы умножения и умение строить модели, слушают и рассказывают сказки, стихи, танцуют.

Стремятся к преодолению затруднения, ищут выход из него.

Проявляют интерес к информации и желанию его усвоить.

Строю при  помощи «Абака» предметную модель умножения числа и рядом записываю выражение. Создаю совместно с учащимися систему знаний, которая должна быть усвоена на уроке.

Наблюдают, как создается система знаний, понимают принцип получения последующего выражения и начинают хором сначала комментировать действия учителя, а затем диктовать ему примеры.

Предлагаю воспроизвести информацию с элементами творчества в «Волшебной тетрадочке». Показываю выполнение т рудовых технологических операций.

Самостоятельно создают систем у знаний в предметных, знаковых и графических моделях, овладевают универсальными общеучебными умениями.

Создаю ситуацию успеха. Вызываю положительные эмоции путем показа красочных таблиц, включением в учебный процесс сказок, стихов, загадок, игр, трудовых операций [Приложение 1]. Создаю условия для долговременного волевого усилия: приучаю к систематизации знаний и их хранению.

Добиваются успеха (при необходимости и справляют ошибки, опираясь на информацию таблиц).

Играют, используя наглядные пособия, создавая дидактические игрушки.

Знакомлю учащихся с алгоритмом изучения таблиц умножения.

Организую разные формы работы с использованием наглядных пособий.

Выполняют предписание алгоритма.

Работают в парах, группах при изготовлении и использовании наглядности.

При помощи наглядных средств обучения создаю условия для поэтапного контроля и оценки знаний.

Отвечают хором при  первоначальной проверке, используют взаимопроверку и самопроверку при работе в «Волшебной тетрадочке».

Анализируя результаты своей деятельности и создаю условия учащимся для самоанализа и коррекции знаний.

Осознаю собственную учебную  деятельность, ее цель, результаты, способы решения учебной задачи.

 

В своей практике я использую преимущественно групповые формы работы с учащимися на уроке. Методы: наглядно-демонстративный, поисковый, частично-поисковый, эвристический.

Нашла я при мене6ние таблицам Н.В. Петкевич на факультативных и стимулирующих занятиях по математике в 4-ом классе – это пропедевтическое знакомство с некоторыми математическими понятиями из программы средней школы.

С какими же темами из программы средней школы можно  познакомить учащихся начального звена?

Во-первых,  возведение в степень. Операцию возведения в степень определяю по аналогии с операцией умножения.

Предлагаю отрывок стимулирующего занятия «Степень числа».

- Вы знаете, что сумму, в которой все слагаемые равны, можно записать короче – в виде произведения.

Например:    5+5+5+5 = 5 ∙ 4

 

                               4 слагаемых

         - В математике есть специальный способ для записи произведения, в котором все множители равны.

   Например:     5∙5∙5∙5 = 54

 

                               4 множителя

         - Выражение 54 называют степенью и читают так: «пять в четвертой степени».

         - В этом выражении число 5 – основание степени, а число 4 – показатель степени. Основание степени – это повторяющийся множитель, а показатель степени равен числу «повторений», т.е. он указывает,  сколько одинаковых множителей содержится в произведении.

         - Примерные задания для учащихся:

1) Запиши  в виде степени:

А) 3∙3                                  В) 2∙2∙2∙2∙2

Б) 10∙10∙10                          Г) 7∙7∙7∙7∙7∙7

 

2) Вычисли:

А) 172         Б) 68           В) 154         Г) 422

         Во-вторых,  извлечение корня (как обратное действие возведению в степень).

         В-третьих, в процессе самостоятельных действий учащиеся  знакомятся с геометрическими  методами познания в математике, учатся мысленно представлять различные положения геометрических фигур в зависимости от точки отсчета и фиксировать эти представления.

         За период работы с наглядностями Н.В. Петкевич повысили свой уровень учащиеся, ранее обучающиеся на низком и достаточном уровнях.

 

Ковалева Н.А.

1 и 2 уровни %

3 уровень %

4 и 5 уровень %

2011/2012 итог

10

32

58

2012/2013

I четверть

5

37

58

2012/2013

II четверть

-

42

58

        

         По результатом промежуточной контрольной работы качество знаний учащихся по математике составляет 77,8%, что на 11,2% выше, чем по итогам предыдущей проверочной работы.

         Учащиеся моего класса в этом учебном году заняли 2-е  и 3-е место в школьном туре предметной олимпиады по математике. Кроме того, есть заинтересованность в моей идее учителей старшей школы. Так учитель математики Пшеничная Л.Н. проводит стимулирующие занятия с 4-мя учащимися моего класса с использованием наглядных пособий Н.В. Петкевич.

         На уроках русского языка я также использую наглядность Н.В. Петкевич. Это демонстрационные таблицы:

·        Звуко-буквенный анализ слова;

·        Разбор по составу слова;

·        Разбор по частям речи.

Пособия и таблицы позволяют поддерживать на высоком уровне активность всего класса,  увеличивать плотность урока, повышать эффективность обучения, вызывают интерес к учению.

Умение учащихся выполнять грамматических разбор, который проводится почти на каждом уроке, свидетельствуют об усвоении ими теоретического материала и способствуют безошибочному письму и правильному произношению. Примеры использования таблиц «Звуко-буквенный анализ слова» и «Разбор по составу слова» можно увидеть на уроке русского языка в 3-ем классе «Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление» [Приложение 2].

За период работы с наглядностями Н.В. Петкевич повысили свой уровень учащиеся всего класса.

 

Ковалева Н.А.

1 и 2 уровни %

3 уровень %

4 и 5 уровень %

2011/2012 итог

6

34

60

2012/2013

I четверть

5

32

63

2012/2013

II четверть

4

27

69

По результатам промежуточной контрольной работы по русскому языку качество знаний составляет 80,3%, что на 13,4% выше по итогам предыдущей проверочной работы.

Учащиеся моего класса Тарелко Елизавета и Феоктистов Даниил заняли 1 место в школьном туре предметной олимпиады по русскому языку.

Результативность и эффективность опыта

Проработав 2 года с наглядными пособиями Н.В. Петкевич, я убедилась в том, что они  соответствуют целям, задачам начального образования, содержательной стороне изучаемых дисциплин, формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников. Доказательством эффективности данной методики  являются результаты, которых достигли мои ученики в процессе работы:

Повышение мотивации учения;

Повышение уровня обученности;

Сохранение и коррекция здоровья;

Высокий рейтинг учебных достижений;

Развитие творческого потенциала;

Активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

Основными критериями эффективности наглядного обучения стали:

v Сформированность вычислительных навыков табличного  умножения и деления;

v Овладение трудовыми умениями и навыками;

v Умения учащихся выполнять грамматический разбор.

III.  Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексное использование наглядных пособий Н.В. Петкевич на уроках математики, русского языка способствует решению основных проблем, существующих в современной школе, позволяет улучшить у ребенка психологические процессы, корректирует недостатки зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, снижает утомляемость. А самое главное – удовлетворяет образовательные запросы личности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.

Перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта в своей профессиональной деятельности я вижу так:

- работа на 1 и 2 ступенях школьного обучения с использованием наглядности Н.В. Петкевич;

- осуществление личностно-ориентированного подхода;

- профессиональный рост педагогического коллектива;

- улучшение здоровья учащихся;

- позитивное отношение учащихся к школе и обучению.

В нашей школе имеется квалифицированные кадры для работы по данной технологии. Создана неплохая  материально-техническая база и приобретены необходимые учебно-методические пособия.  На базе нашей школы проводились семинары областного значения на которых выступала и я. [Приложение 3].

Учителя нашей школы Напреенко Н.Н. и Мыслицкая А.А. давали открытые уроки по математике. Наша творческая группа подготовила к семинару, который состоялся 15.05.2012 на базе нашей школы, выставку предметных моделей для демонстрации табличных случаев умножения и деления чисел.[Приложение 4]

В феврале я принимала  участие в конкурсе профессионального педагогического мастерства «Учитель года – 2013» и фестиваля педагогических идей Образование -2013». Моя работа на тему «Использование наглядных пособий Н.В. Петкевич на уроках математики как средство осуществления преемственности между начальным и средним звеном общеобразовательной школы» была высоко оценена. [Приложение 5]

Получив положительные результаты в своем классе, я рекомендую своим коллегам использовать наглядные пособия Н.В. Петкевич в своей работе.

 

  

Список литературы

 

1.     Ушинский К.Д. Вопросы воспитания и обучения в начальной школе /К.Д. Ушинский// Изобр.пед.соч.: 132тт.- М: Педагогика, 1974. – Т.2. – с.289.

2.     Петкевич Н.В. Таблицу умножения учим с увлечением /Н.В. Петкевич // Пачатковая школа.-2004. - №3. – с. 22-28.

3.     Петкевич Н.В. Педагогическая технология комплексного использования наглядности при изучении табличного умножения и деления /Н.В. Петкевич //Пачатковае навучанне. – 2011. - №2. – с. 34-37.


Наглядные пособия

Главная