ГУО «Средняя школа №38 г.Могилева»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ Н.В. ПЕТКЕВИЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Ковалева Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
I. Информационный блок
Тема опыта: Комплексное использование наглядных пособий Н.В. Петкевич на уроках математики и русского языка в начальной школе.
Актуальность опыта
Я учитель, поэтому не могу оставаться равнодушной к тем проблемам, которые существуют в современной системе образования.
Одной из самых существенных проблем современной школы является проблема школьных перегрузок, которые возникают у учащихся вследствие сложности школьных программ, неправильного распределения учебной нагрузки, сложной подачи образовательного материала учебниками.
Традиционное школьное образование жестко ориентировано на развитие вербально-логического мышления, т.е. способствует формированию функций, свойственных главным образом левому полушарию головного мозга. При этом правое полушарие, для которого характерна образность и целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, остается недостаточно востребованным и остается в развитии. Да и материал, на котором строится образовательный процесс не всегда можно назвать высокохудожественным.
Кроме того, с каждым годом заметно ухудшается здоровье учащихся. Повышая интенсивность обучения, школа способствует развитию или усугублению у детей, так называемых школьных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, зрения). На данный момент у 80% детей школьного возраста отмечаются значительные отклонения от норм физического и психологического здоровья.
Реформа образовательной школы направлена на решение данных проблем и укреплению здоровья детей, в том числе с помощью внедрения новых педагогических технологий, которые могут удовлетворить образовательные запросы личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Неотъемлемой и важной частью новых педагогических технологий является педагогическая технология комплексного использования наглядных пособий Н.В. Петкевич.
Учитывая вышеперечисленные проблемы общеобразовательной школы, можно говорить об актуальности данной темы.
Цель опыта: Внедрение педагогической технологии комплексного использование наглядности Н.В. Петкевич в общеобразовательный процесс.
Задачи опыта:
1) Адаптировать наглядные пособия Н.В. Петкевич к нашим программам и учебникам;
2) Сформировать систему работы по осуществлению пропедевтической деятельности на уроках математики.
Длительность работы над опытом
Работаю по данному направлению в течение 2-ух лет.
Свою работу я спланировала в 3 этапа:
1 этап – диагностический:
1) изучение теоретических основ наглядного способа обучения;
2) определение готовности детей (выявление способных, одаренных учащихся);
3) приобретение наглядности;
4) составление плана работы.
2 этап – практический:
1) реализация плана с соответствующей корректировкой по ходу его внедрения;
2) организация психологического сопровождения учащихся;
3) осуществление тесного взаимодействия с участниками творческой группы нашей школы.
3 этап – итоговый:
1) осуществление контрольно-коррекционной деятельности;
2) выявление соответствия результатов целям и задачам;
3) анализ затрат;
4) оформление результатов путем обобщения опыта работы.
II. Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
В 2010 году в соответствии с письмом УО «Могилевский государственный институт развития образования», приказом отдела образования Могилевского горисполкома «Об утверждении тематики перечня учреждений образования по формированию, изучению и обобщению передового педагогического опыта в 2011-2013г.г.» в нашей школе была создана творческая группа учителей начальных классов, работающая с использованием наглядных пособий Н.В. Петкевич в обучении младших школьников. В эту группу вошла и я. Эта тема оказалась мне близка, т.к. в своей практике я постоянно использую наглядность. Долгие годы педагогической работы убедили меня в том, что учебный материал лучше усваивается с помощью наглядных средств обучения. Почему так происходит?
У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. В силу своей специфики учебники не могут обеспечить физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации. Эту функцию должны выполнить интересные и красочные наглядные пособия. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал «Детская природа много требует наглядности… дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе» .
Наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Занятие с детьми по таблицам Н.В. Петкевич, использованные в качестве учебного материала, показывают их высокую эффективность. Все показатели творческого и логического мышления, а также интеллектуальной деятельности увеличиваются и тем самым способствуют равномерному развитию обоих полушарий головного мозга, что в свою очередь приводит к формированию духовно обогащенной личности.
Описание сути опыта
Работать с наглядными пособиями Н.В. Петкевич я начала во 2-ом классе, при изучении темы «Умножение и деление». Изучение таблицы умножения вызывает особую трудность у учащихся. Обычно дети заучивают ее наизусть дома, так как традиционная методика изучения таблицы умножения не предусматривает организации работы по ее запоминанию прямо в классе, на уроке. Для облегчения усвоения табличного умножения и деления Н.В. Петкевич был создан комплект демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением» и индивидуальное учебное наглядное пособие «Альбом по математике». [2] В чем же их особенность?
Во-первых, в возможности увидеть в компактной форме всю структуру учебного материала, легче его запомнить.
Во-вторых, они обеспечивают доступность самого сложного учебного материала для малышей.
В-третьих, учитель и ученик вместе трудятся, создавая учебные модели. При изготовлении моделей для каждого конкретного случая табличного умножения, учащиеся развивают специальные навыки по предмету «Трудовое обучение», играя с пособием, демонстрируют товарищам конкретный смысл действий умножения и деления. Кроме того, изготовленные модели позволяют составлять и решать множество разнообразных задач, что способствует глубокому пониманию их решения, выбора действия, связи между задачей и полученным результатом.
В-четвертых, в алгоритмизации учебного процесса, то есть пошаговое выполнение действий с точным их описанием.
В-пятых, учебные наглядные пособия делают учебный процесс ярким, живым, запоминающимся; вызывают у детей положительные эмоции, тем самым мотивируя их на успешное усвоение предмета.
В-шестых, наглядные пособия помогают решить проблему школьных перегрузок. Значит они являются здоровьесберегающими.
В-седьмых, у учащихся формируется интерес к исследовательской деятельности и умение работать с информацией.
Уроки математики по изучению таблицы умножении я провожу по определенному алгоритму. Я бы так отразила деятельность учителя и учащихся на уроке.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Показываю значимость знания таблицы умножения для дальнейшего обучения (читаю стихотворения, загадки, сказку к «Городу умножения»). Создаю ситуации, вызывающие затруднения, преодоление которых связано со знанием таблицы умножения. Показываю наглядное пособие таблицы умножения которая является знаковой моделью, и может быть использована для выхода из затруднений. |
Понимают необходимость изучения таблицы умножения и умение строить модели, слушают и рассказывают сказки, стихи, танцуют. Стремятся к преодолению затруднения, ищут выход из него. Проявляют интерес к информации и желанию его усвоить. |
Строю при помощи «Абака» предметную модель умножения числа и рядом записываю выражение. Создаю совместно с учащимися систему знаний, которая должна быть усвоена на уроке. |
Наблюдают, как создается система знаний, понимают принцип получения последующего выражения и начинают хором сначала комментировать действия учителя, а затем диктовать ему примеры. |
Предлагаю воспроизвести информацию с элементами творчества в «Волшебной тетрадочке». Показываю выполнение т рудовых технологических операций. |
Самостоятельно создают систем у знаний в предметных, знаковых и графических моделях, овладевают универсальными общеучебными умениями. |
Создаю ситуацию успеха. Вызываю положительные эмоции путем показа красочных таблиц, включением в учебный процесс сказок, стихов, загадок, игр, трудовых операций [Приложение 1]. Создаю условия для долговременного волевого усилия: приучаю к систематизации знаний и их хранению. |
Добиваются успеха (при необходимости и справляют ошибки, опираясь на информацию таблиц). Играют, используя наглядные пособия, создавая дидактические игрушки. |
Знакомлю учащихся с алгоритмом изучения таблиц умножения. Организую разные формы работы с использованием наглядных пособий. |
Выполняют предписание алгоритма. Работают в парах, группах при изготовлении и использовании наглядности. |
При помощи наглядных средств обучения создаю условия для поэтапного контроля и оценки знаний. |
Отвечают хором при первоначальной проверке, используют взаимопроверку и самопроверку при работе в «Волшебной тетрадочке». |
Анализируя результаты своей деятельности и создаю условия учащимся для самоанализа и коррекции знаний. |
Осознаю собственную учебную деятельность, ее цель, результаты, способы решения учебной задачи. |
В своей практике я использую преимущественно групповые формы работы с учащимися на уроке. Методы: наглядно-демонстративный, поисковый, частично-поисковый, эвристический.
Нашла я при мене6ние таблицам Н.В. Петкевич на факультативных и стимулирующих занятиях по математике в 4-ом классе – это пропедевтическое знакомство с некоторыми математическими понятиями из программы средней школы.
С какими же темами из программы средней школы можно познакомить учащихся начального звена?
Во-первых, возведение в степень. Операцию возведения в степень определяю по аналогии с операцией умножения.
Предлагаю отрывок стимулирующего занятия «Степень числа».
- Вы знаете, что сумму, в которой все слагаемые равны, можно записать короче – в виде произведения.
Например: 5+5+5+5 = 5 ∙ 4
4 слагаемых
- В математике есть специальный способ для записи произведения, в котором все множители равны.
Например: 5∙5∙5∙5 = 54
4 множителя
- Выражение 54 называют степенью и читают так: «пять в четвертой степени».
- В этом выражении число 5 – основание степени, а число 4 – показатель степени. Основание степени – это повторяющийся множитель, а показатель степени равен числу «повторений», т.е. он указывает, сколько одинаковых множителей содержится в произведении.
- Примерные задания для учащихся:
1) Запиши в виде степени:
А) 3∙3 В) 2∙2∙2∙2∙2
Б) 10∙10∙10 Г) 7∙7∙7∙7∙7∙7
2) Вычисли:
А) 172 Б) 68 В) 154 Г) 422
Во-вторых, извлечение корня (как обратное действие возведению в степень).
В-третьих, в процессе самостоятельных действий учащиеся знакомятся с геометрическими методами познания в математике, учатся мысленно представлять различные положения геометрических фигур в зависимости от точки отсчета и фиксировать эти представления.
За период работы с наглядностями Н.В. Петкевич повысили свой уровень учащиеся, ранее обучающиеся на низком и достаточном уровнях.
Ковалева Н.А. |
1 и 2 уровни % |
3 уровень % |
4 и 5 уровень % |
2011/2012 итог |
10 |
32 |
58 |
2012/2013 I четверть |
5 |
37 |
58 |
2012/2013 II четверть |
- |
42 |
58 |
По результатом промежуточной контрольной работы качество знаний учащихся по математике составляет 77,8%, что на 11,2% выше, чем по итогам предыдущей проверочной работы.
Учащиеся моего класса в этом учебном году заняли 2-е и 3-е место в школьном туре предметной олимпиады по математике. Кроме того, есть заинтересованность в моей идее учителей старшей школы. Так учитель математики Пшеничная Л.Н. проводит стимулирующие занятия с 4-мя учащимися моего класса с использованием наглядных пособий Н.В. Петкевич.
На уроках русского языка я также использую наглядность Н.В. Петкевич. Это демонстрационные таблицы:
· Звуко-буквенный анализ слова;
· Разбор по составу слова;
· Разбор по частям речи.
Пособия и таблицы позволяют поддерживать на высоком уровне активность всего класса, увеличивать плотность урока, повышать эффективность обучения, вызывают интерес к учению.
Умение учащихся выполнять грамматических разбор, который проводится почти на каждом уроке, свидетельствуют об усвоении ими теоретического материала и способствуют безошибочному письму и правильному произношению. Примеры использования таблиц «Звуко-буквенный анализ слова» и «Разбор по составу слова» можно увидеть на уроке русского языка в 3-ем классе «Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление» [Приложение 2].
За период работы с наглядностями Н.В. Петкевич повысили свой уровень учащиеся всего класса.
Ковалева Н.А. |
1 и 2 уровни % |
3 уровень % |
4 и 5 уровень % |
2011/2012 итог |
6 |
34 |
60 |
2012/2013 I четверть |
5 |
32 |
63 |
2012/2013 II четверть |
4 |
27 |
69 |
По результатам промежуточной контрольной работы по русскому языку качество знаний составляет 80,3%, что на 13,4% выше по итогам предыдущей проверочной работы.
Учащиеся моего класса Тарелко Елизавета и Феоктистов Даниил заняли 1 место в школьном туре предметной олимпиады по русскому языку.
Результативность и эффективность опыта
Проработав 2 года с наглядными пособиями Н.В. Петкевич, я убедилась в том, что они соответствуют целям, задачам начального образования, содержательной стороне изучаемых дисциплин, формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников. Доказательством эффективности данной методики являются результаты, которых достигли мои ученики в процессе работы:
v Повышение мотивации учения;
v Повышение уровня обученности;
v Сохранение и коррекция здоровья;
v Высокий рейтинг учебных достижений;
v Развитие творческого потенциала;
v Активизация интеллектуальных и познавательных процессов.
Основными критериями эффективности наглядного обучения стали:
v Сформированность вычислительных навыков табличного умножения и деления;
v Овладение трудовыми умениями и навыками;
v Умения учащихся выполнять грамматический разбор.
III. Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексное использование наглядных пособий Н.В. Петкевич на уроках математики, русского языка способствует решению основных проблем, существующих в современной школе, позволяет улучшить у ребенка психологические процессы, корректирует недостатки зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, снижает утомляемость. А самое главное – удовлетворяет образовательные запросы личности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.
Перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта в своей профессиональной деятельности я вижу так:
- работа на 1 и 2 ступенях школьного обучения с использованием наглядности Н.В. Петкевич;
- осуществление личностно-ориентированного подхода;
- профессиональный рост педагогического коллектива;
- улучшение здоровья учащихся;
- позитивное отношение учащихся к школе и обучению.
В нашей школе имеется квалифицированные кадры для работы по данной технологии. Создана неплохая материально-техническая база и приобретены необходимые учебно-методические пособия. На базе нашей школы проводились семинары областного значения на которых выступала и я. [Приложение 3].
Учителя нашей школы Напреенко Н.Н. и Мыслицкая А.А. давали открытые уроки по математике. Наша творческая группа подготовила к семинару, который состоялся 15.05.2012 на базе нашей школы, выставку предметных моделей для демонстрации табличных случаев умножения и деления чисел.[Приложение 4]
В феврале я принимала участие в конкурсе профессионального педагогического мастерства «Учитель года – 2013» и фестиваля педагогических идей Образование -2013». Моя работа на тему «Использование наглядных пособий Н.В. Петкевич на уроках математики как средство осуществления преемственности между начальным и средним звеном общеобразовательной школы» была высоко оценена. [Приложение 5]
Получив положительные результаты в своем классе, я рекомендую своим коллегам использовать наглядные пособия Н.В. Петкевич в своей работе.
Список литературы
1. Ушинский К.Д. Вопросы воспитания и обучения в начальной школе /К.Д. Ушинский// Изобр.пед.соч.: 132тт.- М: Педагогика, 1974. – Т.2. – с.289.
2. Петкевич Н.В. Таблицу умножения учим с увлечением /Н.В. Петкевич // Пачатковая школа.-2004. - №3. – с. 22-28.
3. Петкевич Н.В. Педагогическая технология комплексного использования наглядности при изучении табличного умножения и деления /Н.В. Петкевич //Пачатковае навучанне. – 2011. - №2. – с. 34-37.