ГУО «Средняя школа № 37 г. Могилёва»

Мороз Татьяна Николаевна 

Учитель начальных классов

ПЛАН УРОКА

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. Составная задача.


Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.


Цели: отрабатывать вычислительные навыки, закреплять навыки решения составных задач, развивать мышление, сообразительность, память, внимание; содействовать воспитанию чувства коллективизма, взаимопонимания друг другу, создавать ситуации воспитывающие трудолюбие и аккуратность.


Оборудование: Наглядные пособия Н. В. Петкевич для изучения чисел второго десятка

( абак, компьютер, линейка, телефон, домино№2, домино№3, горка, «Сказочный счёт»), цветовые веера, цветная лента цифр, наглядности для условия задачи, танграм, паровоз для рефлексии



1.Организационный момент


Учитель: Всех рада видеть вас, друзья,

                  Урок нам начинать пора.

                   Сядьте ровно ,не шалите

                  И внимательно за всем следите.

                  Надо думать отвечать

                  И прочно материал запоминать.

                  Вы готовы, да?

                  Успеха вам желаю я.

                 Проверьте всё ли готово к уроку

2.Проверка домашнего задания.

Задача №3 стр.60

Условие: Сколько в классе девочек и сколько мальчиков. Сколько детей отсутствует?

Какой главный вопрос в задаче?

Зачитайте решение.

Ответ:

Оцените свою работу с помощью солнышек.

 

3.Запишите число и классная работа.

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок-путешествие. На паровозике я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу.

 

4.Первая остановка в стране «Устных вычислений».

- Игра «Домино» №2 играет 10 (слабые) человек. Ребята по цепочке выходят и решают свою карточку. Остальные веером цветов сигналят ответы. Используется лента цифр первого десятка.

- Состав двузначного числа12 Характеристика числа: двузначное, состоит из 1 десятка и 2 единиц, некруглое, чётное, соседи числа 11,13

Учитель выкладывает состав числа на доске, а дети - на партах. (работа в парах)

После учитель используя сказку и картину из сказочного счёта «Козлёнок который учился считать до десяти» подводит итог состава числа двенадцати.



5. Знакомство с темой урока постановка целей.

- Какая тема была у нас на прошлых уроках? Чему мы должны научиться, и для чего нам нужны эти знания?

Задача:

На абаке 7 яблок и 5груш. Мама решила испечь фруктовый  пирог из 7 яблок и 5 груш.

Какой вопрос можно задать в задаче? Сколько всего фруктов ей понадобилось?

Что обозначает в задаче цифра 7( это одна часть) и что обозначает 5 (Это другая часть)?. Нас просят узнать: сколько всего понадобилось фруктов . Как будем решать задачу? Сложением или вычитанием?

Давайте сложим на компьютере.

Покажем на линейке. Запишем 7+5=8+3+2=10+2=12

Проверим на телефоне.

Ответ: 12 фруктов.



физкультминутка для глаз


Чтоб здоровыми нам быть,

Зарядку надо не забыть.

Пусть глазки, ручки отдохнут

И силы новые придут.

На раз, два, три –

Глазки ты сейчас сожми,

На четыре – отпусти.

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

Глазками похлопаем-

Раз, два, раз, два.

Потянулись…  Улыбнулись…

И к работе все вернулись



6.Вторая остановка в стране «Учебника». Работа с учебником:

Задача №2 составная задача  Из чего состоит любая задача: УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ

 

УСЛОВИЕ:

О чём идёт речь в задаче? О ткани, которая была  полотном в двух кусках.     БЫЛО - ?

Что с ней делали? Разрезали на куски.                                                                        

Сколько кусков отрезали? 4м и 8м                                                                         ОТРЕЗАЛИ – 4м и 8м

Сколько метров осталось? 6м                                                                                  ОСТАЛОСЬ – 6м

 Что такое в задаче цифра 6, 8, 4                                                                                        


ВОПРОС:

Какой главный вопрос в задаче? Сколько метров полотна было в двух кусках?

РЕШЕНИЕ:

Что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? Сколько отрезали и сколько осталось?

Что из этого мы знаем?

Сколько осталось, мы знаем? Да, 6метров.

Сколько отрезали, мы знаем? Нет.

Мы ищем то, что было – это целое или часть? Целое. Каким действием мы ищем целое? Сложением.

Можем мы решить задачу? Нет. Чего мы не знаем? Мы не знаем,  сколько полотна отрезали. Что нам для этого надо знать? Сколько отрезали от первого куска и от второго. Мы это знаем из условия задачи. Каким действием мы будем искать, сколько всего отрезали? Сложением.

 

Что будем искать в первом действии? Сколько отрезали. 8+4=8+2+2=10+2=12



Демонстрация на абаке, компьютере, линейке и проверка по телефону.

Зная сколько отрезали, можем найти, сколько было?   12+6=18

 

Демонстрация и проверка на абаке.



ОТВЕТ:

Исходя из вопроса, можем дать ответ. 18м полотна было в двух кусках.

Оцените свою работу с помощью солнышек.

Задание №3 решение примеров. Первый столбик решаем коллективно. Второй самостоятельно.

Демонстрация на компьютере и абаке.



7.Физкультминутка музыкальная.

Танец «Танцуйте сидя»


 

8.Третья остановка «Закрепление».:

 «Домино» №3 играет 10 человек. Используется лента цифр второго десятка. Дети решают примеры и проверяют правильность решения на телефоне.



Игра «Танграм»Птица. На доске вывешивается контур сложенной птицы. Дети, самостоятельно работая в парах, выкладывают на партах птицу. Учитель заполняет контур на доске геом. фигурами , а дети комментируют называя фигуры.

Используется лента цифр первого десятка.

Так за хорошую работу нам осень подарила все краски радуги и сделала наше настроение более радужным.

Итог урока:

Понравилось ли вам наше путешествие по осенней математической стране?

Какой была цель нашего урока? Закрепить навыки сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. Достигли ли мы этой цели?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Оцените себя с помощью солнышек.

 

9.Домашнее задание дифференцированное: стр. 62 №5, стр. 63 №10

 

10.Рефлексия: Передайте настроение, создавшееся после урока, на паровозике с пассажирами. Дети выходят  и рисуют лица возле своих имён.

 

Звучит песенка паровозика из Ромашкова.


Наглядные пособия

Главная