ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА

          

Алгоритм изучения чисел первого десятка 

1. Знакомство с числом и цифрой.

а) Работа с  демонстрационным наглядным пособием «Абак с предметными картинками» (далее «Абак»).

б) Работа с картинкой из индивидуального наглядного пособия «Суперпапка», изображающей образ числа предметом реальной действительности.

в) Работа с таблицей из «Сказочного счета»: счет героев сказки,изображение их количества цифрой, на что она похожа и ее написание.

2. Расположение числа в натуральном ряду чисел и цветовом спектре. 

а) Работа с демонстрационным и индивидуальным пособиями «Линейка «Счет от 1 до 10».

б) Работа с нижней частью таблицы из «Сказочного счета» и правым верхним клапаном «Суперпапки».

3. Определение состава числа по готовой модели. 

Работа с иллюстрацией к сказке из комплекта таблиц «Сказочный счет».

4. Построение фиксированной предметной и числовой модели. 

Работа с демонстрационным наглядным пособием «Абак».

5. Построение динамичной предметной модели состава числа

Работа с демонстрационным наглядным пособием «Круги по составу чисел первого десятка».

6. Построение предметной, числовой и цветовой модели состава числа и предъявление информации в развернутом виде. 

Работа с демонстрационным и индивидуальным пособием «Компьютер».

7. Закрепление состава числа. Самостоятельная работа в тетради.

8. Систематизация знаний.

Работа с демонстрационными и индивидуальными наглядными пособиями «Радужная горка» и «Числовая горка». Взаимопроверка и самопроверка.

9. Проверка знаний учителем. 

Работа с индивидуальными «Цветовыми сигнальными карточками».


Реализацию алгоритма изучения чисел первого десятка рассмотрим на примере изучения числа 6.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА 

1. Знакомство с числом и цифрой 6 

а) Работа с демонстрационным наглядным пособием «Абак» ( рис. 1).

 Учитель: «Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с числом 5. (Учитель показывает на «Абаке».) Сегодня познакомимся со следующим числом (учитель делает паузу и отодвигает полоску, и дети видят, что появилось шестое яблочко). Учащиеся хором: «Шесть». Учитель: «Правильно. Число «шесть» обозначается цифрой 6». Учитель отодвигает верхнюю полоску, появляется цифра 6 . 

Рис. 1 

б) Работа с картинкой из «Суперпапки»

Учитель: «Как вы думаете, почему на рисунке изображена божья коровка? (У насекомых 6 лапок). 

Рис. 2

в) Работа с таблицей из «Сказочного счета» «Репка»

Дети считают героев сказки, находят изображение их количества цифрой 6 в голубых прямоугольниках. Для усиления ассоциативных связей учитель читает стихотворение:  Цифра шесть – дверной эамочек: Сверху крюк, внизу кружочек Написание цифры 6. Образец прописной цифры дается в таблице (рис. 3) и ее написание на верхнем левом клапане «Суперпапки. 

 Рис. 3


2. Расположение числа 6 в натуральном ряду чисел 

а) Работа с демонстрационной (рис. 4) и индивидуальной (рис.5) линейкой «Счет от 1 до 10». 

«Посчитаем хором», – говорит учитель и передвигает окошко вправо на демонстрационной линейке (Один, два, три, четыре, пять). А если к пяти прибавим один, – продолжает он, – получится? (Шесть). Учитель передвигает окошко, и в нем появляется цифра 6. 

Рис. 4 

«Достаньте из «Суперпапки...» линейки с обезъянкой. Передвигая окошко, хором посчитаем до шести. Посмотрите на соседей числа 6 и назовите предыдущее число (5), последующее (7)». 

Рис.5

Работа в парах. Закрепление понятий «предыдущее» число и «последующее», соседи «справа» и «слева». 

б) Работа с нижней частью таблицы из «Сказочного счета». 

Учащиеся видят, что число 6 находится на шестом месте в прямоугольнике голубого цвета и в правом верхнем клапане «Суперпапки» оно тоже обозначено голубым цветом. 


3. Определение состава числа по готовой модели. 

Работа с иллюстрацией к сказке «Репка»

Учитель спрашивает: «Сколько людей изображено на картинке и сколько животных? (3 и 3). Сколько героев сказки тянут репку, и сколько дожидается своей очереди? (4 и 2). Сколько держится за репку и сколько не держится? (1 и 5) и т. д. 


4. Построение фиксированной предметной 

модели состава числа 6. 

Работа с «Абаком» (рис.6). 

Учитель открывает 5 матрешек, а затем 1 мишку. «Составьте равенства по картинкам и продиктуйте их мне» – говорит учитель и записывает на доске и т. д. 





 5 + 1 = 6 


4 + 2 = 6 


3 + 3 = 6 

Рис. 6


5. Построение динамичной предметной 

модели состава числа 6.

Работа с демонстрационным наглядным пособием «Круги по составу чисел первого десятка» (рис. 7). 

Учитель вращает два круга, соединенные по радиусу щелевым креплением. На светло-голубом круге расположены тюльпаны, а на темно-голубом – розы (рис.5). – Итак, ребята, посмотрите на круги. Они нам подсказывает, что 6 – это... – дети хором называют 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3, 2 и 4, 1 и 5 (Продолжается формирование понятия о переместительном свойстве сложения). 

Рис. 7 


6. Построение предметной, цветовой и 

цифровой модели состава числа 6 

«Работа с демонстрационным и индивидуальным наглядным пособием «Компьютер». Учитель берет из «Компьютера» полоску с шестью голубыми кружочками и цифрой 6 и ставит ее в наборное полотно (нижний карман) (рис. 8 а). Учащиеся выполняют то же, используя индивидуальное пособие «Математика от 1 до 20. Суперпапка».

           а)                     б)                             в)              Рис. 8

Учитель берет полоску с пятью зелеными кружочками и цифрой 5 и полоску с белым кружочком и цифрой 1, накладывает их на первую. Учащиеся видят, что сумма длин этих полосок равна длине полоски с цифрой 6 и повторяют действия учителя на своих «Компьютерах» (рис. 8 б). Затем учитель берет полоску с четырьмя желтыми кружочками и цифрой 4 и полоску с двумя красными кружочками и цифрой 2 и ставит в наборное полотно, накладывая на предыдущие полоски (рис.8 в).

  Полоска с 3-мя оранжевыми кружочками одна, поэтому она накладывается справа, и учащиеся видят 3 желтых и 3 оранжевых кружочка. 





Рис. 9

Предъявление информации в развернутом виде

 Учитель вынимает полоски, укрепляет их на доске и делает соответствующую запись, а учащиеся раскладывают на партах так, как показано на рисунке 9. 


7. Построение системы знаний «Состав числа 6» 

Самостоятельная работа. 

После работы со своим «Компьютером», учащиеся строят схемы по клеткам в тетради и записывают равенства (рис.10). Кружочки рисуются простым карандашом, вторые слагаемые заштриховываются. Сверка полученных знаний со справочным материалом – «домиком» голубого цвета на правом клапане «Суперпапки». 

Рис. 10 


8. Систематизация полученных знаний 

Работа с демонстрационными и индивидуальными наглядными пособиями «Радужная горка», «Числовая горка» и «Домик». 

На таблице к числу 10 в «Сказочном счете» дана иллюстрация к сказке Альфа Прейсена «Про Козленка, который умел считать до десяти». На ней изображен парусник, а на его парусе – «Радужная горка» (рис. 11). Каждое число первого десятка выражено определенным количеством цветных шариков. Следовательно, «Радужная горка» является предметной и цветовой моделью таблицы сложения в пределах 10. 

Как видим, эта таблица используется так же при изучении чисел от 1 до 9. Только нужно закрыть полосками бумаги ее верхнюю и нижнюю часть. «Числовая горка» (рис. 12) является цветовой, графической и знаковой моделью таблицы. 

«Домик» в «Суперпапке» – знаковой моделью. Он расположен на «улице», которую дети построили сами, и назвать ее можно «Улицей первого десятка». 

Каждое из этих пособий представляет систему знаний. Состав каждого числа первого десятка является ее составной частью и занимает в ней определенное место. 

Совершая перевод информации из одной системы в другую, ученики кодируют и декодируют ее. Значимость такой работы заключается в том, что, человеческая психика формируется в процессе работы с разными знаковыми системами (Л.С. Выготский). 

Работа с демонстрационными пособиями.

                                                       Рис. 11                                                Рис. 12 

Вызываются 2 ученика. Линейкой ограничиваются 6 голубых шариков. 

1) Работа в паре. Один ученик показывает 5 зеленых шариков, а другой – 1 белый; один – 2 красных, другой – 4 желтых; один – 3 оранжевых, другой – их же. 

2) Взаимопроверка. Найди пару в Радужной горке» и «Числовой горке». Один ученик показывает, например, в «Радужной горке» 5 зеленых шариков и 1 белый, а другой для проверки – 5 и 1 в «Числовой горке» (оба числа в прямоугольниках красного цвета – значит задание выполнено правильно). 

Работа с индивидуальными пособиями. 

"Суперпапка" разворачивается так, чтобы сверху были обе горки и «домики». Длинной линейкой ограничивается 6 голубых шариков и ряд чисел 6, 5, 4, 3, 2, 1 (рис. 13). 

Рис.13 

В паре выполняются те же задания. 

Самопроверка. 

Ученик двумя пальцами левой руки показывает пары шариков, например, 4 и 2, а пальцами правой – пары чисел 4 и 2, если они расположены в одинаковых геометрических фигурах (они в кругах), то задание выполнено верно. Сверяется с «домиком». 


9. Проверка знаний учителем 

Работа с «Цветовыми сигнальными карточками». 

Учитель называет одно из слагаемых числа 6, например, 4, а дети показывают при помощи карточек другое слагаемое – 2. На обороте карточек можно написать соответствующие цвету цифры, например, на красной – 2. 

Таким образом, в течение нескольких секунд учитель имеет возможность при помощи средств оперативной обратной связи проверить знание всеми учащимися состава числа 6. 

По данному алгоритму изучаются все случаи сложения и вычитания я в пределах первого десятка. 

Реализация технологии предполагает точное следование определенному алгоритму. В педагогической технологии соблюсти данное требование сложно, да и нецелесообразно, чтобы не подавить проявление творчества учителя и ученика, так как одной из основных задач школы является формирование творческой личности.

В начало статьи

Наглядные пособия

Главная